01. ЦЕНТР ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ АВТОТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА

02. ШКОЛА БИЗНЕСА МАДИ

03. ЦЕНТР ИНЖЕНЕРНОЙ ПЕДАГОГИКИ

  • Школа бизнеса MBA МАДИ - Логистика и транспорт

Логистика: интегрированная цепь поставок. Глава 1. Логистика.

Автор - Бауэрсокс Д.Дж., Клосс Д.Дж.
Тематика - Логистика

 

Глава 1

Логистика

 

Предназначение логистики - обеспечить получение продуктов и услуг там, где они необходимы, тогда, когда они требуются.

Современная логистика - явление парадоксальное. То, что мы сегодня называем логистикой, воз­никло с зарождением цивилизации: это никакое не новшество. Однако самые совершенные достиже­ния логистики воплотились в наиболее впечатляющих и передовых чертах современного бизнеса и управления государственным сектором'.

В 1991 г. Совет логистического менеджмента США (Council of Logistics Management) дал следующее определение понятия логистики. «Логистика - это процесс планирования и обеспечения (включая контроль) эффективного и непрерывного поступления товаров, услуг и сопутствующей информации оттуда, где они создаются, к потреби­телю, направленный на всемерное удовлетворение потребительских запросов». Определение отражает необходимость в едином управлении товарно-материальными потоками от источника сырья и материалов до пункта распределе­ния готового продукта.

Логистика охватывает и объединяет в единый процесс такие разнообразные виды деятельности, как обмен данными, транспортировка, управление запасами, складское хозяйство, грузопереработка, упаковка. Логистике принадлежит стратегически важ­ная роль в современном бизнесе, и этим объясняется тот факт, что все больше специалистов, добив­шихся успеха в этой области, постепенно продвигается на высшие должности в руководстве предприятий.

Менедже­ры, по логистике выступают в роли межфункциональных координато­ров различных видов деятельности как внутри, так и вне своих предприятий. Внутри предприятия основная задача состоит в том, чтобы направить профессиональные навыки отдельных работников и подразделений в единое русло ради наилучшего обслуживания потребителей. В большинстве случаев нужный масштаб подобной координации выходит за рамки отдельного предприятия и требует вовлечения в единую систему как потребителей, так и поставщиков продуктов и услуг. Стратегические интересы побуждают менеджеров по логистике к преодолению межпредприятийенных границ для налаживания эффективных взаимосвязей внутри цепи поставок. Логистика заключается в том, что она обеспечивает комплексный результат за счет внутренней и внешней интеграции одной из ключевых сфер компетентности предприятия.

Оперативная задача логистики состоит в том, чтобы организовать такое географическое размеще­ние источников сырья, незавершенного производства, запасов готовой продукции, которое отвечало бы потребностям в них и одновременно было бы сопряжено с минимальными возможными затратами.

Логистика создает добавленную стоимость в том случае, если запасы размещены надлежащим об­разом для облегчения процесса продаж. Однако создание стоимости в сфере логистики требует значи­тельных затрат.

У отдельных предприятий расходы на логистику обычно колеблются в пределах 5-35% от объема продаж, в зависимости от типа бизнеса, географического масштаба деятельности и соотношения весовых и ценовых характеристик готовых продуктов и используемых материалов. Затраты на логистику, как правило, составляют одну из крупней­ших статей расходов, связанных с ведением бизнеса, уступая место лишь затратам на сырье и материа­лы в производстве или себестоимо­сти реализованной продукции в оп­товой и розничной торговле. В этой связи, логистика при всем ее реша­ющем значении для коммерческого успеха - является весьма дорогостоящим удовольствием.

Поисти­не удивительные возможности ло­гистики кроются не в области сокращения затрат. По-настоя­щему впечатляет, когда видишь, сколь изощренно предприятия пользуют­ся своими навыками в области ло­гистики для получения конкурент­ных преимуществ. Предприятия, дос­тигшие в логистике мировых стандартов, способны извлекать конкурентные преимущества, по­стоянно совершенствуя качество обслуживания потребителей. Хотя в практике бизнеса подлинно безупречное исполнение заказов удается не часто, предприятия искушенные в логистике, предприятия стремятся поддерживать неизменно высокий уровень своих операций и придерживаются поли­тики непрерывных усовершенствований. Ведущие предприятия располагают информационными си­стемами, позволяющими следить за бесперебойностью логистических процессов в режиме реального времени, что дает таким компаниям возможность оперативно выявлять потенциальные недостатки и исправлять их, прежде чем они скажутся на качестве обслуживания потребителей. В тех же случаях, когда своевременные исправления или корректировки невозможны, предприятие в состоянии по крайней мере заранее предупредить потребителя о возможных сбоях и предложить ему на выбор какие-то альтернатив­ные варианты, избавляя его тем самым от «нежданной радости» неисполнения заказа. Умудренные в логистике предприятия, как правило, превосходят среднеотраслевой уровень по доступности запасов, равно как по скорости и бесперебойности поставок, что делает их привлекательными поставщиками и Управление  логистической заключается в создании и налажи­вании таких систем управления потоками материальных ресурсов, незавершенного производства и за­пасов готовой продукции, которые служили бы основой для бизнес стратегии предприятия.

Общая задача логистики состоит в том, чтобы обеспечить намеченный уровень обслужи­вания потребителей при минимальных общих затратах. Логистика является весьма сложной сферой деятель­ности, состоящей из множества отдельных частных операций.

 

О компетентности в логистике

Для анализа компетентности в области логистики полезно построить интегрированную схему, определяющую и связывающую ключевые понятия. Такая схема позволяет соотнести самые частные проявления логистики с общей стратегией предприятия. Важно, чтобы люди, выпол­няющие повседневную работу в области логистики, представляли себе, как их труд вписывается в общую картину. От недостатков или, наоборот, достижений в этой области во многом зависит успешность общей стратегии предприятия. Такая интегрированная схема представлена в таблице 1.2. рассмотрим взаимосвязи логистики как с базовыми операциями, так и с общей стратегией бизнеса.

К базовым операциям относятся особые виды деятельности, имеющие важное значение для беспе­ребойного функционирования логистики. Они чрезвычайно разнообразны - от приема заказов и гру­зоперевозки  грузов до работы исполнительного директора по логистике. Природа логистики такова, что в выполнении базовых операций обычно участвует множество людей. Широкий географический разброс операций логистики означает, что огромный объем важнейших видов работы выходит за рамки непо­средственного контроля вышестоящего начальства. Таким образом, при всем многообразии видов дея­тельности, относящихся к логистике, существует особая потребность в специализированных операциях. Каждая из таких операций является потенциальным объектом стандартизации, упрощения и даже полной ликвидации при возможной реорганизации логистической системы предприятия.

Функциональные области логистики служили организациям в качестве инструмента «узконаправленной настройки» логистики и такого же управления ею. К примеру, обеспечение транспортными средствами, собственно транспор­тировка и контроль под этими операциями обычно находятся в ведении транспортного отдела. В ре­зультате частный вид деятельности - организация работы транспорта - зачастую рассматривается как самоцель, а не как составная часть логистики, призванная содействовать достижению общих целей. Суть интеграции в именно том , чтобы достижения в каждой отдельной области специализации вносили максимальный вклад в общую «копилку» компетентности организации в логистике. Это вы­двигает перед  менеджерами по логистике серьезную и трудную задачу - преодолеть «местниче­ское»  мышление, характерное для функциональных структур. Менеджеры по логистике играют роль межфункциональных координаторов и в качестве таковых рассматривают специализированные области логистики как ресурсы, которые необходимо интегрировать в единую систему. Функциональный цикл, или цикл исполнения заказа, обеспечивает операционную структуру для такой интеграции.

 

 

  • Стратегические позиции и универсальные процессы. Анализируя выбор предприятием конкурентных стратегий, сосре­доточим внимание на четырех процессах, особо значимых для достижения успеха: создании потребительной стоимос­ти, планировании, контроле и развитии достижений. Все эти универсальные процессы являются обязательными усло­виями долгосрочного выживания и роста для всех предприятий.
  • Сферы компетентности. Сферы деятельности, жизненно важные для успешного осуществления процес­сов. Долгосрочное выживание требует компетентности в широком спектре областей. Каждое предприятие обычно обладает превосходством в нескольких из них, которые называются ключевыми сферами компетентности.
  • Функциональный цикл (цикл исполнения заказа). Операционная структура логистики. Структура, объединяющая времен­ные и пространственные аспекты операций логистики и связующая в единый процесс закупки ресурсов, производство, материально-техническое обеспечение и физическое распределение.
  • Функции. Традиционные области специализации в логистике, имеющие важное значение для конечного успеха. Их следует рассматривать как составные элементы общей компетентности в логистике, а не как отдельные сферы деятель­ности.
  • Базовые операции. Особые виды работы, выполняемые в рамках каждой функции и предназначенные для удовлетворе­ния потребностей логистики.

Структура функционального цикла связывает воедино специализированные виды деятельности (функции) и базовые операции, необходимые для полного завершения процесса, который начинает­ся с получения заказа, а заканчивается поставкой продукта или услуги потребителю. Разным стадиям этого процесса - закупкам (снабжению), материально-техническому обес­печению производства и распределению - присущи различные операционные потребности и ожида­ния. В связи с этим функциональный цикл имеет многоэтапную структуру и  обладает гиб­костью, обеспечивающей достижение хозяйственных целей бизнеса. Функциональный цикл формирует опе­рационную структуру, которая служит задаче обслуживания потребителей. Эта структура функционального цикла составляет ядро интегрированной логистики. Подобная интеграция логистических операций происходит как во временном, так и в географическом измере­ниях. Обычно это именуют пространственно-временной интеграцией логистики.

Компетентность в логистике служит относительной мерой способности предприятия обслуживать потре­бителей на конкурентно высоком уровне с минимальными общими затратами. Принимая решение о дифференциации на базе своей компетентности в сфере логистики, предприятие стремится превзойти кон­курентов во всех звеньях деятельности. Это означает, что логистика призвана обслуживать потребности производства и маркетинга таким образом, чтобы в полной мере реализовать способность предприятия к своевременной и надлежащей поставке продуктов или услуг потре­бителям. Стратегия сводится к тому, чтобы обеспечить высокий уровень обслужи­вания потребителей при общих затратах ниже среднеотраслевых. Система обслуживания предприятий, более других преуспевших в логистике, отличается такими свойствами, как многовариантность, исключи­тельная гибкость, работа в режиме реального времени, строгий оперативный контроль, возможность отсрочки исполнения, совершенство результатов.

Ожидания, относящиеся к уровню компетентности предприятия в логистике, зависят от того, каковы ее стратегические позиции. Все предприятия должны подчиняют свою логистическую деятель­ность основным хозяйственным целям. Стратегическое значение логистики определяется тем, в какой степени предприятие полагается именно на эту сферу компетентности в достижении конкурентных пре­имуществ. Один из универсальных процессов, в которых все предприятия без исключения должны уметь успешно конкурировать - это создание потребительной стоимости. Это важнейшее средство завоевания и сохранения лояльности потребителей. Пред­приятие обретает конкурентные преимущества, сумев превзойти других в одной или нескольких сфе­рах компетентности. В восприятии потребителей стратегические позиции предприятия определяются именно таким превосходством в ключевых сферах компетентности. Лучшие предприятия демон­стрируют результаты выше среднеотраслевых во всех важных сферах компетентности, но стремятся к особым достижениям лишь в нескольких ключевых областях. На долю дру­гих, периферийных, сфер приходится меньше ресурсов и внимания менеджеров. Когда логистика ста­новится краеугольным камнем основной бизнес стратегии, к ней следует относиться именно как к ключевой сфере компетентности.

 

Миссия логистики

Логистика предприятия есть интегрированный процесс, при­званный содействовать созданию потребительной стоимости с наименьшими общими затратами. На стратегическом уровне менедже­ры по логистике стремятся достичь заранее согласованного качества обслуживания потребителей на базе накопленной компетентности, доведенной до уровня высокого искусства. Проблема заключается в том, чтобы уравновесить ожидания, связанные с качеством обслуживания, и требуемые затраты согласно намеченным хозяйственным целям бизнеса.

 

Обслуживание потребителей

Предприятие в состоянии достичь практически любого уровня обслуживания в логистике, если оно располагает необходимыми ресурсами. В современной среде бизнеса ограничительную роль играют экономические, а не технологические факторы. К примеру, сегодня вполне посильной является задача - размещения необходи­мых запасов в самой непосредственной близости от крупнейших потребителей или держать автомобильный парк в состоянии постоянной готовности к доставке грузов. Точно так же работа коммуникационных систем, обеспечивающих обмен данными между потребителем и поставщиком, легко может быть налажена в режиме реального времени, что, разумеется, облегчает поступление и прием заказов. При такой высокой степени готовности логистики к действию поставщик способен осуществить до­ставку готовых продуктов или комплектующих сразу же после выявления конкрет­ных потребностей потребителя. Доступ к товарно-материальным запасам может быть ускорен, если поставщик согласен закрепить конкретный запас за конкретным потребителем (вплоть до постав­ки этого запаса непосредственно потребителю, минуя склад поставщика). Подобный механизм устра­няет необходимость запускать в действие логистическую систему поставщика всякий раз, когда у потребителя возникает потребность. Логистическое обслуживание представляет собой  баланс между приоритетов высококачественного обслуживания потребителей и сопутствующими затратами. Например, отсутствие в нужный момент необходимого для производства ресурса может повлечь за собой закрытие предпри­ятия,  издержки, связанные со штрафными санкциями, сокращение объема продаж или даже потерю хорошего потребителя. Все это способно нанести весьма ощутимый ущерб прибылям. И наоборот, двухдневная задержка поставок для пополнения складских запасов, в минимальной степени скажется на прибылях или вовсе не отразится на них, если судить по общим результатам деятельности предприятия. В большинстве случаев влияние сбоев в логистической системе предприятия на его издержки/выгоды напрямую зависит от того, какое значение придают его потребители уровню обслуживания. Чем более значительный урон наносят потребителям недостатки обслуживания, тем более приоритетное место занимает логистика в деятельности предприятия.

Базовый уровень обслуживания в логистике оценивается по следующим показателям:  доступность; функциональность; надежность. Доступность означает наличие запасов для бесперебойного удовлетворения потребностей потребителей в материальных ресурсах или готовых продуктах. Согласно традиционной модели, чем выше степень доступности запасов, тем большего объема инвестиций это требует. Развитие технологий открывает новые пути для обеспечения высокой доступности запасов без сопутствующих крупных капиталовложений.

Функциональность логистики определяется временем, проходящим от момента получения заказа до его исполнения, то есть доставки продуктов потребителям. Этот общий показатель складывается из двух элементов: скорости и бесперебойности поставок. Большинство потребителей, естественно, предпочитает быстрые поставки. Однако быстрые поставки обладают весьма ограниченной ценностью, если они осуществляются неравномерно. Потребитель не получает какой-либо выигрыш  от того, что поставщик обещает ему доставить груз на следующий день, но чаще всего срывает сроки. Предприятия стремятся вести свои операции равномерно, для этого они пытаются добиться первую очередь непрерывности процесса обслуживания, а уж затем - увеличения скорости поставок.  Имеются и другие признаки функциональности логистического обслуживания. В частности, ее можно оценивать по степени гибкости, с какой предприятие реагирует на необычные или неожиданные запросы потребителей. Еще один показатель - уровень брака и устранения недостатков. Немногие предприятия способны работать с одинаковой степенью «совершенства» во все ситуациях и в любое время. Очень важно учитывать возможность сбоев. Уровень брака как раз и отражает вероятность таких сбоев в логистике - в частности, поставки непригодной или дефектной продукции, ошибок в подборе ассортимента или неправильного оформления документов. Если брак все-таки допущен, то деятельность предприятия оценивается по продолжительности времени, которое требуется для устранения недостатков (то есть для восстановления заданного уровня обслуживания). Функциональность логистики отражает все аспекты повседневного удовлетворения предприятием запросов потребителей, в том числе сбои и недостатки в обслуживании.

Надежность обслуживания представляет собой качественную характеристику логистики. Ключевым фак­тором качества в данном случае является точная и тщательная оценка доступности и функционально­сти. Только такая всеобъемлющая оценка позволяет определить, обеспечивает ли логистическая систе­ма предприятия желательный уровень обслуживания потребителей. Надежность обслуживания в решающей степе­ни зависит от того, имеются ли у предприятия четкие измерители доступности запасов и функциональности исполнения заказов. Для того чтобы система логистики пребывала в постоянной готовности к удовлет­ворению потребностей потребителей, руководители предприятия должны придерживаться политики непре­рывных усовершенствований. Качество в логистике достается очень непросто: это плод тщательного планирования, подкрепленного профессиональной подготовкой кадров, всеобъемлющей системой оценки результатов и постоянными изменениями к лучшему. Для повышения уровня обслуживания предприятия должны устанавливают для себя цели на избирательной основе. Например, некоторым продук­там отводитсяпринадлежит более важная роль, чем другим, из-за того значения, какое им придают потре­бители, и того вклада, который они вносят в прибыли предприятия. К базовому уровню обслуживания предъявляются реалистичные требования, исходя из запросов и ожиданий потребителей. Зачастую предприятия сталкиваются с тем, что их клиенты обладают разными покупательными способностями, а некоторые из них нуждаются в уникальных услугах. Потребители неоднородны и что оказываемые им услуги сообразовываются с их индивидуальными предпочте­ниями и покупательными способностями. Как правило, предприятия весьма радужно оценивают свои воз­можности обслуживать потребителей на среднем, или базовом, уровне. Но если компания установила для себя нереально высокий целевой уровень обслуживания, то неспособность постоянно придерживаться его может повлечь за собой более серьезные проблемы как в основной деятельности, так и в отноше­ниях с потребителями, чем просто неизбежное снижение «планки». К тому же из-за нереалистично высо­ких общих нормативов обслуживания, установленных для себя предприятием, оно может потерять много­обещающих потребителей, не сумев удовлетворить их специфические запросы.

 

Обшие затраты

Общие затраты включают в себя все расходы, необходимые для обеспече­ния потребностей логистики. На примере при распределении элек­тронных комплектующих, высокие переменные затраты воздушных перевозок компенсируются сокращением затрат на содержание и  хранение запасов. Для обеспечения желательного уровня обслуживания потребителей с наименьшими общими затратами логистическая система организуется таким образом, чтобы запасы централизованно хранились на одном складе, а поставки осуществлялись воздушным транспортом. Со временем на фоне изменений экономического климата  концепция общих затрат привлекает к себе широкое внимание. Долгое время пре­обладающей чертой управленческой деятельности, усугубляемой особенностями бухгалтерского учета и финансового контроля, было стремление к максимально возможному снижению затрат в каждой функциональной области логистики при отсутствии интереса к общим затратам. Менеджеры направляют усилия к минимизации функциональных рас­ходов - в частности, транспортных - в надежде, что это приведет к сокращению всего комплекса затрат. Концепция общих затрат открывает возможность исследовать, как соотносятся между собой эти функциональные расходы. Такое исследование позволяет поэлементно определить всю структуру расходов на логистику и делает очевидной необходимость анализа функциональных затрат и относи­тельной значимости их для предприятия. Однако задача разработки и внедрения эффектив­ной системы распределения расходов на логистику так и остается нерешенной. Методы бухгалтерского учета продолжают служить препятствием для полноценного применения концепции общих затрат.

При определении надлежащего объема логистических затрат исходят из желательного уров­ня обслуживания потребителей. Попытки обеспечить одновременно высокие доступность, функциональность и надежность обслуживания обходятся очень дорого. Между ростом расходов на логистику и улучшением результатов деятельности отсутствует прямая зависимость. Например, предприятие, стремящееся обеспечивать потребителям легкую доступность запасов и доставку в течение суток, может обнаружить, что его затраты вдвое превышают те, которые оно несло бы, если бы ставило перед со­бой менее амбициозные цели. Предприятие, придерживающаяся того же принципа доставки в течение суток и при этом со 100%-ной бесперебойностью, рискует упустить возможные прибыли в попытках предоставлять своим потребителям услуги, в которых те не нуждаются, которых не ждут и даже вовсе не хотят. Ключ к достижению превосходства в логистике кроется в том, чтобы в совершенстве овладеть искусством согласования своей компетентности в этой области с ожиданиями и потребностями важней­ших потребителей. Именно запросы потребителей должны составлять основу логистической стратегии предприятия.

 

Заключение

Предприятие стремится развивает и использует все свои навыки в логистике,  служащие удовлетворению потребностей важнейших потребителей при реалистичной величине об­щих затрат. Чрезвычайно продуманная толковая стратегия логистики ориентируется на минимально воз­можный уровень общих затрат или максимально достижимый уровень обслуживания потребителей. Хорошо налаженная система логистики характеризуется оперативной реакцией на возникающие за­просы потребителей, встроенным механизмом контроля над изменениями в оперативной деятельности и мини­мальными потребностями в запасах.

Находится разумный компромисс между затратами и качеством обслуживания. Для выработки надеж­ной стратегии оценивается величина затрат на альтернативные варианты обслуживания. Альтернативные варианты работы логистической системы расматриваются в свете общей маркетинговой и производственной стратегии предприятия.

Правильно отлаженная и хорошо действующая система логистики помогает предприятию достичь конкурентных преимуществ. Формирование и внедрение эффективной по затратам такой системы требует серьезных управленческих уси­лий, крупных финансовых вложений в профессиональную подготовку кадров и значительных затрат времени. Как правило, предприятия, достигшие стратегических преимуществ благодаря компетентности в логи­стике, определяют характер конкуренции в своих отраслях.

Успешные предприятия уделяют пристальное внимание развитию и постоянному совершенствованию своих навыков в логистике.

Организационные преобразования, направленные на расширение зоны влияния логистических процессов. Общие затраты можно сократить, увеличив расходы в какой-то определенной функцио­нальной области. Например, работа менеджеров, ведающих транспортировкой грузов, оценивается по величине транспорт­ных расходов, выраженных в процентном отношении к объему продаж. В рамках бухгал­терской практики увеличение этих расходов ради повышения уровня обслуживания потребителей или снижения общих затрат рассматривается как серьезный недочет в управлении рабо­той транспорта. Отда­ча от инвестиций в логистику с трудом поддается количественной оценке. Отчасти это след­ствие общей неспособности менеджеров точно определить подлинную величину затрат на управление запасами (их содержание, обработку, хранение). При сложившейся бухгалтерской практике непросто вычислить конкретную финансовую выгоду от сокращения инвестиций в запасы или количе­ственно выразить стоимость улучшений в обслуживании потребителей.

 

Микропроцессорная коммерциализация

Мето­ды совместного пользования базами данных, приведут к отказу от централизованных вычислительных операций, выполняемых на суперкомпьюте­рах. Внедрение низкозатратных методов обработки данных имеет огром­ное практическое значение для логистики.

Компьютерные ресурсы позволяют управлять всеми логистическими операциями - снаб­жением, производством, распределением готовой продукции - как единым процессом. Способность наладить планирование общей потребности в ресурсах по всем взаимосвязанным областям логистики, пользуясь соответствующими базами данных, создает информационную основу для беспрецедентного роста результативности в этой сфере деятельности. Развитие открытых информационных систем предопреде­ляет дальнейшее обновление логистики.

 

Информационная революция.

 Электронный обмен данны­ми, облегчает информационные потоки между предприятиями и подразделениями компаний. Следствием применения электронных средств получения и передачи данных стала доступность оперативной информации, касающейся практически всех сторон деятельности в логис­тике. Многие предприятия принялись налаживают «межкомпьютерные» связи с потребителями и поставщи­ками, позволяющие  беспрепятственно обмениваться своевременной и точной информацией и откры­вающие участникам взаимный доступ к базам данных.

Использование спутниковых систем связи для передачи информации в реальном времени придало повседневным опе­рациям логистики волнующий привкус «Звездных войн». В итоге новые технологии, обеспечивающие быстрый, точный и ничем не ограниченный обмен информацией, открыли новую эпоху в логисти­ке - эпоху работы в режиме реального времени. Это создало основу для развития новых стратегий, способных вывести логистику на совершенно иной, доселе недостижимый уровень результативности. Примерами могут служить стратегия материально-технического снабжения «точно-в-срок», стратегия быстрого реагирования, стратегия непрерывного пополнения запасов, стратегия автоматического по­полнения запасов. В каждой из подобных страте­гий кроются возможности повышения функциональности логистики при одновременной минимиза­ции наличных запасов.

 

Нововведения в управлении качеством

Одним из наиболее важных факторов, предопределивших характер и темпы преобразований в ло­гистике, стало распространение отраслевых систем общего управления качеством. Основополагающий принцип: «делать все правильно с первого раза». Обострение конкуренции заставило всерьез обратиться к проблеме качества и к тем выгодам, которые оно сулит. Идея нулевого уровня брака производимых продуктов и услуг очень быстро укоренилась и в логистике. Предприятия начали осознавать, что во всех отношениях превосходный продукт, доставленный с опозданием или с повреждением, никому не ну­жен. Недостатки и упущения в логистике сводят на нет все усилия, направленные на повышение каче­ства продуктов. Поддержание надлежащих стандартов качества в мировом масштабе и непрерывном режиме - по 168 часов еженедельно - задача не из легких. Необходимость соответствовать все более многообразным ожидани­ям потребителей побуждает предприятия к реорганизации своих логистических систем. Например, произво­дитель, имеющий 20 ключевых потребителей, на долю которых в общей сложности приходится свы­ше 80% его продаж, понимает, что одинаковый для всех уровень обслуживания не позволит ему обеспечить полное удовлетворение индивидуальных запросов каждого. Передовые предприятия обычно рас­полагают уникальным набором решений логистических задач, благодаря чему они легко приспосабли­ваются к ожиданиям каждого отдельного потребителя, относящимся к качеству обслуживания. Таким об­разом, забота о качестве способствует развитию философии логистики и превращению ее из простого фактора плодотворной деятельности в стратегический ресурс.

 

Союзы и объединения

Мощным потенциалом обладает взаимодействие. Смысл о партнерских отношениях как с потребителями, так и с поставщиками за­ключается в том, чтобы прекратить дублирование операций и бесплодное расходование ресурсов, со­средоточив свой бизнес в тех сферах, где каждый из партнеров обладает особыми преимуществами, и тем самым облегчить путь к совместным успехам.

Чуть-чуть сноровки и

Предприятие внедряет у себя ступенчатую систему переподготовки кадров и разворачивает борьбу за качество, которая выводит его на передовые рубежи в производстве комплектующих для автомобилестроения в США. Предприятие под давлением со сторо­ны потребителей сумела так перестроить свою деятельность. На­лажены системы профессиональной переподготовки кадров, а также процессы модернизации и обновления оборудования, и им удается добиться от своих  поставщиков соблюдения стандартов качества. Они не располагают такими объемами ресурсов, как корпоративные гиганты, подоб­ные Xerox Corp. или Motorola Inc., поэтому им приходит­ся компенсировать этот «недостаток» достижениями в других областях. По словам Пламли, председателя со­вета директоров и главного исполнительного директора Plumley Co., Для этого нужно чуть-чуть сноровки, масса тяжкого труда и верность цели. Распространяется  передача части своих логистических функций независимым специалистам. Союзы на основе логистики заняли наиболее вид­ное место в общей массе соглашений о кооперации. Союзы строятся на базе компе­тентности специализированных фирм по обслуживанию, которые способны создавать эффективные и дей­ственные системы логистики, связывающие между собой продавцов и покупателей. Соглашения о кооперации позволяют добиться высокой эффективности.

 

Полагайтесь на других

Наняв исполнителей для выполнения практически всех операций - от сборки электронных плат до обслужива­ния потребителей, -  может сосредоточить свом усилия на том, что удается лучше всех. Для того чтобы поддерживать эффективность этих клю­чевых функций на должном уровне, предприятие распределяет их среди нескольких своих независимых подразде­лений, для каждого из которых запланирован опреде­ленный объем прибыли. Системы логистики превратились в важнейший элемент общих бизнес стратегий их предприятий.

Общее управление логистикой менеджмент затрагивает повседневные операции предприятий и координацию между ними. Операции логистики призваны обеспечивать  стратегических товарно-материальных потоков и их поддержание. Для выполнения этого общего предназначения нужно усилия сосредотачиваются на интеграции физического распределения, материально-технического обеспечения про­изводства и снабжения ресурсами в единый логистический процесс. Интеграция и координация этих трех видов деятельности позволяет наладить наиболее эффективное управление движением материальных ресурсов, полуфабрикатов и готовых продуктов между производством, поставщиками и потребителями.

Насколько логистическая система отвечает своему предназначению, можно судить по величине присущих ей общих затрат и по ее результативности. Результативность определяется доступностью запасов, производительностью и качеством деятельности. Величина затрат на логистику находится в непосредственной связи с желательным уровнем результативности. Как правило, чем выше этот уро­вень, тем больше общие логистические затраты. Ключом к созданию эффективной системы логистики служит умение поддерживать равновесие между уровнем обслуживания и величиной общих затрат.

Во-первых, Менеджеры по логистике чрезвычайно заинтересованы в поддержании жизнеспособно­сти национальной транспортной системы. Выработка национальной политики в этой области и борьба за государственные инвестиции в транспортную инфраструктуру не могут и не должны обходиться без активного участия профессионалов-логистиков на всех уровнях правительственной вла­сти.